Охватить взглядом современную музыку просто невозможно. Искренно полюбить ее во всех ее многообразных проявлениях - тем более. Но и игнорировать ее нельзя. Как говорится - о вкусах не спорят, их оплачивают.
Глядящим сквозь mpЗ-призму стало казаться, что электроника (музыка, ведущая на Западе, скорее, маргинальное существование) - это вообще единственное, что есть интересного и ценного. Все остальное - не считается.
Мне кажется, что вот именно это "mpЗ-поколение" и находит в Музпросвете пищу для ума. Я сам отнюдь не считаю, что электроника - это единственное, что можно называть музыкой, но должен признать, что это именно то, чем сегодня занимаются наиболее инициативные и независимо мыслящие музыканты.
В любом случае, современная музыка, от Kraftwerk до драм-н-бэйса, уже давно заслужила, чтобы на нее был пролит свет. О современных направлениях музыки дискотек - это вообще отдельная тема.
Так с чего это все началось? Углубимся немного в историю:
Истоки современного, так сказать, ди-джейского отношения к музыке, пожалуй следует искать на Ямайке. Там уже в середине 50-х годов действовало более 250 саундсистем (soundsystems). Они состояли из колонок, усилителя, проигрывателя грампластинок и грузовика, на котором все это добро разъезжало по дорогам.
Но саундсистема - это, разумеется, не столько гора аппаратуры, сколько кустарное предприятие по организации дискотек на свежем воздухе. Саундсистемы заводили ритм-н-блюз, изготовленный в южных штатах США. Почему, собственно, именно его? А потому, что причиной возникновения и распространения саундсистем было то, что далеко не все жители Ямайки обладали Портативными радиоприемниками. Особенным шиком считалось слушать транзистор на улице. А из ямайских радиоприемников неслись, разумеется, программы южных радиостанций США. Устроить саундсистему, чтобы орошать модной музыкой всю улицу, - это довольно логичный шаг.
В конце 50-х хозяева саундсистем пришли к выводу, что следует самим приступить к изготовлению музыки, то есть к печатанью семидюймовых сорока-пяток.
Самодельный ямайский ритм-н-блюз был довольно быстрым и попрыгучим. Эта музыка называлась ска (ska). Несколько замедленный и утяжеленный вариант ска в середине 60-х был назван рок-стэди (rock steady). Музыка продолжала замедляться, значение баса возрастало. В 68-м появился регги, музыка стала более резкой, отрывистой и экстатичной. Бас-партия уже не занималась мягким сопровождением мелодии, а поломалась на части и распалась в последовательность однообразных пассажей, которые задавали ритм. Партия же барабанов становилась все менее виртуозной, ударные ставили лишь акценты на вершинах бас-холмов, служа своего рода ритмическим пунктиром. Вся музыка держится целиком на бас-партии, которую называют риддимом (riddim - ритм).
Многие риддимы состоят всего из двух нот, между которыми и извивается бас. Поскольку мощные удары баса не очень сильно отличаются друг от друга, особое значение обретает пауза, пропущенный удар, сбой в равномерном пульсировании. Поэтому риддим - это последовательность из мощных толчков баса и коротких пауз, ямайский бас не мелодичен, бас задает ритм.
Один раз сочиненный или где-то украденный риддим может быть использован сотни раз - существуют авторские права на мелодию, но не на ритм-партию! Разнообразные обучающие видеокурсы на одном сайте. Бас-партии, появившиеся в конце 60-х, применяются и по сей день. Общее количество классических риддимов оценивается примерно в пятьдесят штук.
Постоянно повторяющийся коротки и бас-пассаж - в музыковедении это явление называется остинатным басом (basso ostinato) - является регги-эквивалентом риффа, на котором строился ритм-н-блюз, а позже - и тяжелометаллический рок.
Рифф исполняется в унисон всеми имеющимися в распоряжении рок-группы электрогитарными силами, не меняется по ходу песни и выполняет функцию одновременно и фундамента, и кованого сапога. Риддим тоже несет музыку вперед, но в отличие от хард-рока вовсе не норовит дать слушателю под зад, а, наоборот, как бы укачивает.
Ямайская музыка предназначалась исключительно для танцев, но, несмотря на то что танцы - это явно профаническое занятие, музыка вовсе не была религиозно нейтральной. В американском ритм-н-блюзе была сильна госпел-традиция, на ямайскую музыку сходным образом большое влияние оказывали религиозные секты и группы.
Сегодня эту музыку совершенно свободно можно скачать в сети и установить на радиотелефоны, тем самым давая возможность прослушать ее многим людям.